Гравюра — это французское слово, имеющее значение: царапать, разрезать — gravir и, по сути, означает одну из разновидностей искусства — получение иллюстрации прямо с печатной формы, путем оттиска.
Живописец получает изображение путем наложения красок на холст кистью. Акварелист имеет в арсенале картон и бумагу, рисуя мелом, красками, карандашами. Для гравера, предметом мастерства служит гравировальная доска и инструменты: игла, рулетка, набор резцов. Именно ими он и создает гравюры, процарапывая доску особым способом и вытравливая полученное изображение при помощи кислоты.
Старинные гравюры выполняли на деревянных досках. Впервые они были замечены в XIV–XV веках в Западной Европе. Этот вид старинных гравюр получил греческое название — ксилография, в переводе — пишу по дереву. Только спустя века стали использовать доски из металлов: медные, затем цинковые и, наконец, стальные, так получались гравюры на металле.
Гравировка на металлической основе стала востребованной быстро и стала основным способом гравирования. В ходе истории и смены поколений, мастера изобрели множество видов гравирования, причем некоторые из них до сих пор остаются популярными. Это техники: офорт, сухая игла, акватинта.
Создание гравюры — процесс трудоемкий и долгий. Изначально мастеру нужно создать эскиз-рисунок с композицией, учесть все детали и предусмотреть, как они будут выглядеть на полученном в итоге оттиске. Затем это изображение переносится на доску, заранее отполированную и имеющую идеальную ровную поверхность, крепится специальными зажимами.
Процесс гравирования — очень ответственное дело, требующее от мастера умения и чувства ритма. Это важно, поскольку исправить ошибки в такой работе очень трудно, а порой и невозможно.
Нужен ли такой сложный и трудный способ получения гравировки? — спрашивают многие. Гораздо проще использовать бумагу и нарисовать на ней все, что только хочется. Однако живописная работа уникальна и вопрос в сохранении уникальности одного и того же изображения весьма спорный.
Повторить одну и ту же работу без потери всех достоинств оригинала удастся два-три раза, но процесс копирования станет бессмысленным рутинным процессом, а получаемое качество станет ухудшаться.
Именно в неоднократном повторении рисунка и состоит особенность гравюры, достигаемая печатью непосредственно с доски. Получить с одной гравюры возможно неограниченное количество одинаковых изображений-оттисков, неотличимых по качеству. Потому гравюры еще называют тиражной графикой.
По сравнению с живописью, гравюра как направление искусства возникла гораздо позже и своими корнями тесно связана с книгопечатанием. Сама книга, как издание печати, и гравюра возникли от людских потребностей много раз повторять, тиражировать информацию и изображение.
Ранее, в средние века, книга создавалась переписываем вручную, по заказу, и имела высокую цену, которую не каждый мог себе позволить. Только с появлением книгопечатания, тиражирование удовлетворило многочисленные интересы людей. Гравюра же позволила создавать иллюстрации к книгам.
В Россию же коллекционные экземпляры гравюр попали благодаря приезжим купцам и путешественникам, которые собирались купить гравюру. Распространению гравюры как искусства способствовал Российский библиотекарь при дворе, профессор Академии наук Якоб Штелин. Академия художественных искусств выдавала гравюры ученикам в качестве учебных образцов копирования. Это позволило отработать ученикам многие качества, ритмичность и четкость получаемых линий, привило точность восприятия и аккуратность, отработало особую культуру штриха.
Купить гравюру в дом людьми несостоятельными считалось большой удачей и уникальной возможностью познакомится с работами великих мастеров, оригинальных работ которых увидеть было не суждено. Хотя и теперь мы можем судить о былом мастерстве граверов по той малой части работ, дошедших до нас в наши дни.